Все форты Кронштадта: как посетить самостоятельно?

Возведение первых фортов в Кронштадте начал ещё Пётр I, вдохновившись идеей одного из своих подданных.
Император прекрасно понимал их важность, поэтому в городе одно за другим возникали эти сооружения.
Первые из них были созданы для обороны в период Северной войны.
Форт – оборонительное сооружение открытого или закрытого типа для защиты государства, имеющее стратегическое значение. Не является полноценной крепостью, лишь входит в её состав.
Форты Кронштадта строили с 1704 по 1914 годы. Их оборона ни разу за всё время существования не была прервана.
Береговые: фото и описание
Великий князь Константин: как доехать, реставрация и официальный сайт
Именуется также Великий Князь Константин, название дал император Николай I в честь своего сына. Форт Константин построен в 1808 году для обороны города от британской флотилии. В то же время построена деревянная батарея, которая частично разрушена наводнением в 1824 году, однако в том же году её восстановили.
В начале пятидесятых годов девятнадцатого века было принято решение о ликвидации всех устаревших деревянных сооружений с целью их замены на каменные. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, внесла коррективы в эти планы, поскольку строителям пришлось экстренно возводить временную деревянную батарею.
Всевозможным изменениям Константин подвергался вплоть до семидесятых годов XIX века – были построены казармы, дамба с железной дорогой и многое другое.
Реконструкция, благодаря которой площадь сооружения была увеличена, проводилась с 1896 по 1901 год. После Великой Отечественной войны форт был разграблен. В 80-ые сооружение превращено в автобазу, а в начале двухтысячных использовалось в качестве площадки для музыкальных фестивалей.
Музей маячной службы и Пушкарь, яхт-клуб и кемпинг
Форт Константин доступен к посещению ежедневно, в любое время года. Он находится в хорошем состоянии, поскольку с 2006 года является культурно-историческим центром. На территории, кроме батареи Шведе, орудий Канэ, Паукера и Троицкой расположены отель, кемпинг, яхт-клуб, веревочный парк и музей маячной службы. Информацию о посещении всех объектов смотрите на официальном сайте.
На фото: причал на форте Константин
Петр I (Цитадель)
Был построен в 1721 году по приказу первого императора для защиты кораблей от обстрелов с моря.
После наводнения в 1824 году решено перестроить пострадавший деревянный форт в камне. Проектом занимался военный инженер Карбоньер, родившийся во Франции, но всю жизнь проживший в России. Николай I дал имя Петра Великого после его обновления, в 1833 году.
Близ бывшей Цитадели впервые использованы подводные мины во время Крымской войны. Во время Великой Отечественной из форта доставляли снаряды и вооружение в Ленинград, за что все работники позже получили медали «За оборону Ленинграда».
Недоступен для туристов, поскольку является охраняемым режимным объектом, на территории которого хранятся боеприпасы.
Шанец: создание и посещение
Он же Щанц, Александровская батарея или Александр и Николай Шанцы. Создан в 1706 году, для обороны города во время Северной войны, долгое время являлся основным укреплением острова.
В конце XIX века проведена реконструкция форта, в ходе которой укрепление было модернизировано. С 1930 года не несёт оборонную функцию, во время Второй Мировой являлся базой одной из артиллерийских батарей. Участвовал в съёмках фильма «Батальонъ» в 2014 году.
На фото: экологический маршрут на форте Шанц
Сейчас Шанец заброшен, но состояние удовлетворительное. Необходимо внимательно следить за детьми во время прогулки: на форту расположены заброшенные вентиляционные шахты, которые можно не заметить. Форт находится в Государственном природном заказнике “Западный Котлин”. Кроме старых укреплений можно пройтись по живописной экологической тропе, маршрут которой составляет 1.5 километра. Часть маршрута проходит по красивым дюнам.
На фото: экологическая тропа заповедника “Западный Котлин”
На фото: ворота на форте Шанц, ведущие к форту Риф
Риф
Форт Риф, он же – Александровская батарея, самая западная точка Кронштадта. Никогда не участвовал в военных действиях.
Первые укрепления на месте будущего форта появились в XIX веке, но позже они были разобраны для проведения строительства новых, экспериментальных укреплений, по типу которых в будущем строились укрепления по всей стране.
В начале XX века форт всё же был возведён и стал именоваться Александровским. После Великой Отечественной войны использовался в качестве хранилища для боеприпасов, которые позже были там же и ликвидированы. В то же время Риф разграбили, были уничтожены все металлические конструкции.
В 2014 году был открыт для посетителей, однако в 2017 году его вновь закрыли. Риф интересен своими подземными ходами и взрывными камерами, где утилизированы боеприпасы.
Посетить Риф сейчас можно, но только по предварительной записи на экскурсию на официальном сайте. Если ехать самостоятельно, то увидеть Риф можно только с моря.
К береговым относятся еще Северные форты №1, 3 и 7, но о них пойдет речь позже.
Южные
Александр I ,Чумной или русский Боярд
Форт Александр I располагается на искусственном острове. Строился с 1838 по 1845 годы.
В боевых действиях форт не участвовал. Название Чумной получил за то, что эксплуатировался в качестве лаборатории во время Третьей пандемии чумы, пережил две вспышки данного заболевания на своей территории. В начале двухтысячных участвовал в съёмках сериалов «Морские дьяволы» и «Фаворский».
Самостоятельно посетить Александр I нельзя. Это можно сделать в составе организованной экскурсии на теплоходе в период навигационного сезона.
Кроншлот: история, как строили первый
Кроншлот – первый форт Кронштадта, был создан по эскизу императора Петра I в 1704 году для обороны во время Северной войны.
После перестройки, которая закончилась в 1853 году, Кроншлот участвовал в Крымской войне. Перестал использоваться по назначению после изобретения дальнобойных орудий. Во время Великой Отечественной войны Кроншлот служил хранилищем для зенитных орудий и базой «Малых охотников».
Сегодня охраняется государством, в хорошем состоянии. Посмотреть на форт можно только с воды.
Батарея Князь Меншиков
Решение о её создании было принято в 1826 году, но строительство началось почти двадцать лет спустя, в 1843 году, и продолжалось семь лет.
Батарея Князь Меншиков активно использовалась вплоть до 1896 года, когда стала бесполезной из-за модернизации орудий. После этого служила хранилищем. После Великой Отечественной войны была разобрана.
Недоступна для посещения. На экскурсиях её предлагают рассмотреть с моря.
№3 Южная батарея (Граф Милютин)
Форт Граф Милютин построен в 1855-1856 годах, назван в честь соратника Александра II, графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Другое название – Башенная батарея.
Внутри раньше располагались казематы и склады, фасад его напоминал замок, а не военную постройку. Перед Первой мировой Граф Милютин был обновлён. Принимал активное участие и во Второй мировой войне.
На фото: вид на Граф Милютин с форта Константин
Форт №3 Южная батарея разрушен в советское время, однако постепенно восстанавливается и доступен для туристов. Добраться можно на экскурсионном теплоходе.
Император Павел I
Император Павел I – cамый крупный форт Кронштадта, по своим размерам не сравнится ни с одной крепостью. Другое его название – Рисбанк. Построен в 1801 году. После наводнения в 1824 году увеличен и обрёл второй этаж. Двадцать лет спустя был перестроен в камне, тогда же по приказу Александра I, был переименован в честь отца императора.
Император Павел I практически стёрт с лица земли в 1923 году, однако его уцелевшую часть использовали как укрытие во время блокады Ленинграда. Сегодня от него осталась одна башня в полуразрушенном состоянии. Экскурсии в форт совершаются.
Южные №1 и №2 (Дзичканец)
Оба форта Южный были созданы в 1855-1856 годах на искусственном острове. В №2 Южный (его еще называют Дзичканец) сохранились предметы XIX века: пушка, котёл.
Оба форта сейчас заброшены, не рекомендуются для самостоятельного посещения. Добраться до них можно только, используя водный транспорт.
В форме поиска ниже можно подобрать вид жилья, который вас устроит:
Северные
Обручев
Другие названия форта Обручев – «В» и Красноармейский. Был создан в 1896 году. В 1913 году проведена реконструкция артиллерийских батарей. В 1919 году участвовал в подавление восстания против советской власти, а также в советско-финской и Второй Мировой войнах.
В пятидесятых годах прошлого века был заброшен и разграблен, в этом же состоянии находится и по сей день. Доступен для туристов только в составе организованной экскурсии на прогулочном катере.
Тотлебен
Форт Тотлебен построен в период с 1897 по 1913 год. Изначально именовался фортом «А», позже назван в честь героя обороны Севастополя, графа Тотлебена. В советское время переименован в Первомайский. Тотлебен принимал участие в советско-финской войне в 1939-1940 годах. Не используется в качестве укрепления с 1958 года.
До 2008 года у форта был неофициальный смотритель, Владимир Ткаченко, который следил за состоянием построек и даже создал музей истории на территории Тотлебена. Однако всё было разрушено вандалами, которые украли или уничтожили всё, что могли, разбили даже стёкла в окнах.
Сегодня Тотлебен заброшен, медленно разрушается. Можно посетить только на прогулочном катере.
Северные с №1 по №7, включая Зверев
Северные форты были созданы для преграждения Северного фарватера, чтобы защищать территории империи с моря во время войны со Шведами. Первый, второй, третий, пятый, шестой и седьмой форты строились в 1855-1856 годах , а четвёртый – в 1864-1869 годах.
Форт Северный №1
Четвертый Северный, он же Зверев является интересным, поскольку именно на его территории впервые было использовано асфальтовое покрытие. После начали асфальтировать улицы Петербурга.
Форты прошли реконструкцию под новые орудия в шестидесятые годы девятнадцатого столетия. Сейчас заброшены и разрушены. Четвёртый, пятый и второй Северный доступны для посещения на водном транспорте. До Седьмого Северного можно добраться самостоятельно на автомобиле. Остальные Северные форты закрыты для посещения.
Как добраться? Экскурсии и морские прогулки на теплоходе с высадкой
Чтобы добраться до фортов, необходимо доехать до Кронштадта, воспользовавшись любым подходящим видом городского транспорта или личным автомобилем. Перед поездкой стоит узнать, доступны ли форты для посещения, некоторые из них закрывают в определенное время года.
Форты Константин, Шанец, Риф и Северный №7 можно посетить самостоятельно, добравшись до них по дамбе на собственном автомобиле, такси и иногда на автобусе из Кронштадта.
Для посещения остальных фортов стоит воспользоваться групповой экскурсией на катере, пароме или теплоходе , которые отправляются из Санкт-Петербурга и Крондштадта. Интересно совершить индивидуальную поездку с гидом, где Вы узнаете исторические факты о фортах.
Также морскую прогулку по фортам можно осуществить, направляясь из Кронштадта в форт Константин или обратно (посетите форты Милютин, Павел I, Чумной, Петр I и Кроншлот). Летнее расписание туров можно посмотреть здесь.
Зимой можно добраться до некоторых фортов пешком по льду, но этот способ не является безопасным.
Как попасть самостоятельно на машине из Санкт-Петербурга?
Мы самостоятельно посетили на автомобиле два форта, которые находятся недалеко друг от друга: Шанц и Константин. Делюсь впечатлениями и наблюдениями.
Шанц:
- Форт Шанц находится в полуразрушенном состоянии, но даже в таком виде он интересен для посещения. Особенно понравится детям залезать в укрепления и осматривать их изнутри.
- Шанц находится в красивейшем заповеднике. Обязательно пройдитесь по экологической тропе, которая проходит по живописным дюнам. На всем пути нам встречались таблички с интересной информацией о форте и природе заповедника.
- С Шанца можно пешком попасть на форт Риф. Необходимо пройтись через арку со шлагбаумом и пройти 2 километра.
Константин:
- От Шанца до Константина 5 минут на машине. Вход в форт платный, сумма приемлемая. Можно за деньги заехать на территорию на автомобиле, но мы оставляли его на стоянке.
- Территория форта ухоженная, но еще закончены не все реставрационные работы. Было интересно побродить внутри батареи Шведе и представить, как она выглядела раньше.
- В бывших казармах открыт музей маячной службы (мы не ходили).
- С причала форта Константин открывается прекрасный вид на форты, на которые можно попасть только по морю: Чумной, Цитадель, Милютин, Павел I и Кроншлот. Собственно, достаточно их увидеть с причала, чтобы создать свое впечатление о них.
На фото: мы изучаем форт Шанц в Кронштадте
На фото: Карта фортов Шанц и Риф
На фото: территория форта Шанц
На фото: дюны
На фото: навигационный знак левой границы фарватера на форте Константин
Карта с названиями и сколько всего?
Всего фортов 19. На карте указано их местоположение. Скачать карту можно здесь.
Полезное видео
Посмотрите небольшое обзорное видео о фортах:
За многовековое существование почти все форты были разрушены при разных обстоятельствах. Те, что уцелели, делятся сегодня на доступные и недоступные для посещения. Посетив первые, можно прикоснуться к истории и ощутить себя героем войны тех времён, когда форты выполняли свои основные функции.
Давно мечтала побывать в Кронштадте, но живу в другом городе. Посмотрев ваши фото и интересно написанный обзор, еще больше захотелось его посетить. Много полезной исторической информации для меня, историю люблю, читается легко. В следующем году обязательно поеду.
Светлана, Кронштадт необходимо посетить обязательно! Желаю интересной поездки!
Люблю историю, особенно Ленинградской области. Мне было интересно читать статью, много узнала для себя нового. Фотографии сделаны качественно, по делу. Какое место в Кронштадте Вам больше всего запомнилось?
Алина, если спрашивает о фортах, то интересно было погулять с ребенком в Шанце. А с Константина открывается прекрасный вид на многие форты и можно на них посмотреть с суши. В самом Кронштадте, конечно, больше всего запомнилось сердце города – Морской Никольский собор!